понедельник, 2 февраля 2009 г.

Почему они возвращаются ...

Почему они возвращаются…
Рано или поздно художники должны были высадить здесь, на Хортице, свой легкий десант – слишком близко здесь к небесам и к самому телу земли, - разве не звенят, как снасти на сильном ветру «Три мачты», местная достопримечательность техногенной цивилизации?
Наверное, вибрации самой истории на этом месте, где в лоб древней скалы вонзил человек три опоры ЛЭП, ощущали многие, но только Олег Красносельский решился выпустить энергию наружу и предложил художникам, - и запорожским и киевским, и днепропетровским, устроить здесь, под «Тремя мачтами», по эту и ту стороны естественного скального амфитеатра, свое представление.
Которым и стал первый в истории Хортицы фестиваль ленд-арта.
Особенность этого фестиваля, пожалуй, в том, что практически все объекты могли бы быть выставлены и в галерее.
Любопытно, кстати, было бы показать некоторые работы в помещении, вырезанными из синего хортицкого воздуха, - но по порядку.


«Сегодня солнце встает на две минуты раньше, чем вчера», - сама концепция отражает вмешательство человека в дела природы - ведь и солнце, и реке, и холмам все равно, и только человек считает минуты.
Стоя под «Тремя мачтами», ланд–арт. хочется воспринимать еще и как желание вернуть природе свой долг. Если считать художественные возможности человека-художника некой ценностью, полученной от Творца, рано или поздно у художника, типичного городского жителя, возникает желание отдать свой долг – хотя бы из суеверия? Так наши предки в бытность свою язычниками (а они оставили немало своих «объектов» в этих местах) украшали цветами идолов. Или приносили им жертвы.
…Зачем преуспевающий живописец, или адепт современного искусства, порождения Большого Города, уезжает в какую-то глушь, и подобно Франциску Ассизскому, проповедующему птицам, делает свое искусство в пустынных, далеких от галерейного бизнеса местах?
Ответ на этот вопрос, как правило, ищут в процессе работы и каждый ответ индивидуален.
Идеально вписанное в природу «Воскресение» Светланы Щербань – опыт флористики помог художнику за несколько недель до начала цветения угадать единственное правильное для ее композиции, заросшее лиловой цветочной мелочью, место.
«Цветущее дерево» Татьяны Власенко, для которой это – первый опыт работы с природными объектами, должно было «зацвести» раньше окрестных вишен, однако солнце поторопилось, и дерево-объект покрылось цветами с окрестными деревьями одновременно.
«Золотой ангел» и «Вторжение» Евгения Компанийченко – мастер композиции максимально выгодно использовал возможности ландшафта.
«Несси» Владимира Гулича – парафраз «Несси», воздвигшихся в прошлом году на Бирючем. На тот раз «тела» наших доисторических современников покрыты черной пленкой – то ли глянцево блестит «асфальтовая» кожа. Особенно хорошо смотрелись девушки в вечерних платьях, которые в ранних сумерках покрывали тела Несси надписями – перфоманс состоялся почти в отсутствии массмедиа, под Луной.

«То, что есть не является им» - замысловатая ироническая игра Игоря Куделина с символами напомнила, почему вообще начался ленд-арт. Есть мнение, что творческая стихия, свернувшись до знака, распрямляется потом с присущей стихии силой: так художника выбрасывает в природу. Формула каштана хороша в ожидании цветения каштана…

Еще одна попытка поиграть с небом в отражения: «Гнездо» Игоря Наседкина, выложенное изнутри зеркальными осколками.

«Ракеты» Олега Беседина-младшего были чреваты перфомансом, нагнетая ожидание события – то ли запуска, то ли прилета инопланетян?

«Мое святилище» Эрики Равич: вероятно, ленд-артистами может двигать и желание оставить свой след в природе, и даже, возможно, в истории.

«Покорители космоса» Олега Беседина–старшего и «Пепелац Жюль» Николая Михайлова следовало бы выделить в отдельную группу выразительные объекты апеллируют к коллективному бессознательному, мгновенно извлекая из нашего общего пошлого любимые символы.

«Неоконченное пианино для неоконченной пьесы» Алексея Малых напомнило в пленере «Весенний ветер»: на этот раз Леша играл свои мелодии на хортицком ветерке.

Изящные и зловещие мухи Кирилла Недоросола («Проволочный объект») могли бы стать символом пленера: вот так, попутно, можно создать объект, отсылающий к лучшим образцам промдизайна. Только лучше: мухи Кирилла парили под опорами ЛЭП, как будто энергетические пчелы, вернувшиеся в улей за энергетическим медом. Такие вот причудливые сны снятся под «Тремя мачтами».


«Город-забор» Сергея Угланова: на первый раз весьма простая идея - из тех, что приходят в голову только тем, кто уже готов. Наивное деревенское дерево схвачено жесткой формой, позволяя художнику играть многочисленными смыслами: и то, что города, - всего лишь фасад, и то, что мы, сидящие за этим забором, - ничуть не хуже деревьев, и то, что Запорожье, которое неплохо выглядит в прорезях «окон» - бойниц «города-забора»… Это – мои ассоциации, у каждого могут быть свои.

«Гидро-электро-сон» Данила Галкина – устрашающе-мрачный объект страшно далек от природы. Возможно, Данил Галкин прав, заявляя нам, что страшно далеки мы от природы… И в жилах наших уж, наверное, не красная кровь… Впрочем, может быть, у художников в жилах чернила. Почти прямая цитата из Жана Кокто: «Чернила – это кровь Поэта».


Ленд–арт возник тогда, когда художник попытался вступить с природой в диалог. Даже принципиальная невозможность диалога (помните «…и равнодушная природа красою вечною сиять…») есть ответ на вопрос. Вот поэтому они (художники) то и дело возвращаются…
Инга Эстеркина



Маша!
только что поговорила схозяйкой галери. они уезжают - пока на пару недель, а там как получится. может быть, прямо из Одессы поедут в Могрицу. наташа сильно болела этой весной, и все в себя никак не придет, поэтому Юра ее везет к дышать к морю. К сожалению, пока что не получится. Мне кажется, то, что юра каждые две недели весь сезон привозил и выставки и художников, и все они жили у них, Наташу несколько утомило. Я ей выдам в дорогу "Бегущую с волками", и она поедет.
Жалко, что тогда не выщло, ни с нами, ни с Крымом. Жалко, что я не живу отдельно, или что у меня нет еще одной квартиры.
Ты-то чувствуешь себя здоровой?
шлю в качестве картинки страницу из нашей старой, докиевской "Афиши", которую я очень любила.
Инга

1 комментарий:

  1. Инга, вот - немножко иллюстраций:
    http://picasaweb.google.com/svetlanaminakova/2008_04_12_#

    ...Интересно, когда будет продолжение?
    Очень хочется ещё...

    ОтветитьУдалить